Нетерпение
Аджан Ча
Перевел Игорь Масленников
Медитировать с целью достигнуть покоя — не то же, что переключить тумблер или включить электрический свет, ожидая, что пространство мгновенно осветится. Все дхаммы возникают из причин. Когда причины пресекаются, исчезают и последствия. Вам следует исполнять это постепенно, постепенно упражняться. За день или два ничего не достичь.
Позавчера за советом по практике ко мне обратился университетский студент. Когда он выполняет созерцание, ум его не расслаблен, не спокоен. И он подошел ко мне с просьбой подзарядить его батарейку. [Смеется.] Вам следует стараться прикладывать равномерные усилия. Это нельзя понять со слов другого человека — нужно самостоятельно сделать такое открытие. Нет нужды медитировать подолгу — достаточно коротких занятий, зато каждый день. И медитацию в ходьбе выполняйте также каждый день.
Неважно, помногу вы упражняетесь или понемногу, — делайте это ежедневно. Будьте умеренны в речах и постоянно следите за умом. Просто отметайте все, что возникает в нем, — как удовольствие, так и боль. Все это непродолжительно и обманчиво. Некоторые люди, никогда раньше не практиковавшие, не достигают покоя по прошествии двух—трех дней, — и вот они уже думают, что для них он недостижим. Если так получается, стоит спросить себя, получали ли вы учения до того, как вы родились? А в этой жизни вы когда-либо пытались умиротворить свой ум? Ведь долгое время вы просто давали ему полную волю. Вы никогда не тренировали свой ум. И вот теперь вы некоторое время упражняетесь, хотите достичь мира. Но причины еще недостаточны — потому и результат не проявляется. Это неизбежно. Хотите освободиться — будьте терпеливы. Терпеливая стойкость — главный принцип в практике. Будда учил нас продвигаться не слишком медленно, но и не слишком быстро — чтобы практика была «в самый раз» для ума. Не перестарайтесь. Если же будете слишком стараться, поразмышляйте о том, что упражнения похожи на посадку дерева. Выкапываете яму, помещаете туда саженец. Затем ваша работа — засы́пать яму землей, добавить удобрений, полить дерево и защитить его от вредителей. В этом и состоит ваша забота, именно этим занимается хозяин сада. Быстро растет дерево или медленно, от вас не зависит. Если не знать сферу своей ответственности, будете пытаться делать за дерево его работу — и тогда вы будете страдать. Что от вас требуется, так это проследить за удобрениями и за поливом, и отгонять насекомых. Скорость роста дерева — забота самого дерева. Если знаете, где ваша ответственность, а где нет, тогда созерцание будет мягкое и раскованное — а не напряженное и порывистое.
Когда сидите в покое, наблюдайте за покоем. Когда покоя нет, наблюдайте за тем, что проявляется. Есть покой — значит есть, нет покоя — значит нет. Не нужно доводить себя до страдания из-за того, что ум беспокоен. Неправильно торжествовать, когда ум спокоен, и унывать, когда покоя нет. Вы бы стали страдать из-за дерева? А из-за солнечного света и дождя? Все такое, какое оно есть. И если понимать это, созерцание пойдет хорошо. Так что ступайте дальше по пути, продолжайте практику, продолжайте выполнять свои обязанности и медитировать в подходящее время. Плоды упражнений, обретаемый вами покой — это зависит от силы добродетели, которую вы накопили. Как у хозяина сада сохраняется хорошее настроение, когда он знает пределы своей ответственности по отношению к дереву, — подобно этому, если практикующий понимает свои обязанности в упражнениях, то и практика спонтанно получается «в самый раз».
Источник: Forest Path. Second Edition. Aruno Publications, 2013
Права на исходный текст принадлежат автору и издателям.
Переведено для московского отделения Тайской лесной сангхи.